Перевозчик оспаривает претензию по бою груза из-за ДТП
Вопрос: Транспортный экспедитор и компания-перевозчик оформили заявку на доставку товара. В процессе транспортировки случилось дорожно-транспортное происшествие, в котором виновным признали стороннюю организацию (автомобиль, спровоцировавший аварию, принадлежал строительной фирме).
Получатель груза зафиксировал повреждения в акте, который подписал водитель. Поврежденный груз и отходы переданы водителю.

Экспедитор удовлетворил претензию клиента, выплатив компенсацию в установленный срок. В свою очередь, экспедитор выставил претензию перевозчику.
Однако юрист, к которому обратился перевозчик, заявил, что оснований для выплат нет. Согласно его мнению, владелец груза должен самостоятельно обратиться в страховую компанию для получения компенсации по ОСАГО.
Основной довод - экспедитор не является владельцем груза.
1. Правовой статус экспедитора в сделке:

По документам (заявке и транспортной накладной) экспедитор выступал как сторона договора перевозки (указан в разделе «Перевозчик»), а не как представитель владельца груза.

Это означает: договор заключен между экспедитором (заказчик) и перевозчиком (исполнитель).

2. Кто несет ответственность перед клиентом?
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ №26 от 26.06.2018:

«Если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, он обязан компенсировать клиенту ущерб за утрату/повреждение груза. При этом право требовать возмещения с перевозчика принадлежит экспедитору.

3. Почему довод юриста перевозчика неверен?

Собственник груза не имеет значения. Перевозчик отвечает перед экспедитором как стороной договора (ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава АТиГНЭ №259-ФЗ).

Страхование виновника (ОСАГО) — дополнительный способ компенсации, но не отменяет ответственности перевозчика по договору.

4. Что делать экспедитору?

Требовать с перевозчика:
→ Стоимость поврежденного груза;
→ Сумму, выплаченную клиенту;
→ Убытки, связанные с ДТП (например, затраты на экспертизу).

Подтверждать:
→ Договор перевозки (где экспедитор — заказчик);
→ Акт о повреждении груза (с подписью водителя перевозчика);
→ Документы о компенсации клиенту.

Итог:
Отказ перевозчика неправомерен. Экспедитор имеет полное право на возмещение ущерба на основании п. 27 Постановления ВС РФ №26 и норм ГК РФ. Рекомендуется направить перевозчику повторную претензию со ссылками на эти нормы, а при отказе — обращаться в суд.

Ответ: договор заявки оформлен между экспедитором, действующим от себя лично, и перевозчиком.
В транспортной накладной указаны данные экспедитора, и в разделе "Перевозчик" также фигурирует экспедитор.
В связи с этим, необходимо обратить внимание перевозчика на позицию, изложенную в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26: "В ситуации, когда экспедитор заключает договор перевозки груза от своего имени, именно он обладает правом требовать от перевозчика компенсацию за фактический ущерб, возникший в результате утраты, недостачи или повреждения груза. Перевозчик обязан возместить экспедитору реальный ущерб, вызванный утратой, недостачей или повреждением груза, вне зависимости от того, кто является владельцем груза, и вне зависимости от того, компенсировал ли экспедитор этот ущерб клиенту. В таком случае, ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза несет экспедитор".
Made on
Tilda